Классному руководителю



Планирование воспитательной работы в классе

Рекомендации по организации деятельности классного руководителя
Методические рекомендации. Планирование воспитательной работы в классе и ее учет
Методические рекомендации по организации и проведения информационных часов в учреждениях образования
Инструктивно-методическое письмо "Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей"




Положение

о классном руководителе класса

1. Классный руководитель класса (далее – классный руководитель) учреждения образования «» (далее - лицея) назначается приказом директора лицея из числа педагогических работников на период обучения учащихся в лицее. 

2. В своей работе классный руководитель руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 «Аб зацвярджэнні палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі», Уставом лицея, а также иными законодательными актами Республики Беларусь.

3. Основные направления идеологической и воспитательной работы классного руководителя определены в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 гг., утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 16, методических рекомендациях Министерства образования Республики Беларусь по вопросам организации воспитательного процесса в учреждениях образования, размещенных на сайте Министерства образования Республики Беларусь и публикуемых ежегодно в сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. 

4. Работу классного руководителя по осуществлению воспитательного процесса, вопросам воспитания в классе координирует заместитель директора по воспитательной работе.

5. Классный руководитель работает в режиме затарифицированных (или заменяемых) часов организационно-воспитательной работы и в соответствии с планами воспитательной работы лицея и класса, утвержденными заместителем директора по воспитательной работе, с участием в обязательных плановых мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки.

6. В период каникул, не совпадающий с отпуском, классный руководитель продолжает проводить воспитательную работу с классом, привлекается администрацией лицея к педагогической, методической или организационной работе в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала каникул;

7. В случае временного отсутствия классного руководителя (болезнь, отпуск и пр.) его обязанности исполняет назначенный в установленном порядке учитель (приказом), который приобретает соответствующие права и несет полную ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

8. Классный руководитель в процессе организации идеологической и воспитательной работы с учащимися взаимодействует с учителями-предметниками, медицинским работником лицея, руководителем п/о ОО «БРСМ» лицея, другими заинтересованными, а также законными представителями учащихся.

9. Основными требованиями к работе классного руководителя являются профессиональная компетентность, личностная готовность к осуществлению идеологической и воспитательной работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, ответственность и коммуникабельность.

10. Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем в классе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в соответствии с планами идеологической и воспитательной работы и включает следующие виды работ: индивидуальную и групповую воспитательную работу с учащимися, идеологическую, культурно-массовую работу, организацию мероприятий шестого школьного дня, пропаганду и формирование навыков здорового образа жизни, организацию общественно-полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентацию, профилактику противоправного поведения учащихся, работу с родителями.

11. Ведет в установленном порядке документацию класса: контролирует заполнение учащимися дневников и проставление в них отметок; классный журнал, личные дела учащихся класса, ежедневное планирование и учет дел.

12. Представляет отчеты по результатам успеваемости за каждую четверть, отчеты по итогам учебного года.

13. Классный руководитель обязан:

13.1. изучать качество воспитания в классе; индивидуально-личностные особенности каждого учащегося с целью совершенствования воспитательного процесса и формирования коллектива, проведения индивидуальной работы с каждым учащимся;

13.2. осуществлять в классе идеологическую и воспитательную работу на основе государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей, интересов и потребностей учащихся; 

13.3. проводить еженедельно информационные часы с целью своевременного ознакомления учащихся с социально-экономической, общественно-политической и культурной жизнью страны по тематике, утвержденной заместителем директора по воспитательной работе;

13.4. проводить еженедельно классный час по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам дисциплинарной ответственности, результатам учебной деятельности учащихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса и лицея; 

13.5. осуществлять контроль за состоянием успеваемости, учебной дисциплины и посещаемости учебных занятий учащимися, постоянно информировать родителей (законных представителей) об успеваемости, случаях нарушений дисциплины и пропусков учебных занятий по неуважительным причинам с целью повышения ответственности родителей (законных представителей) за результаты обучения и воспитания учащихся;

13.6. способствовать созданию условий для успешной учебной деятельности учащихся, укрепления дисциплины в ходе образовательного процесса, развития умений и навыков самостоятельной учебной работы, адаптации в лицее;

13.7. способствовать созданию в классе, лицее здоровьесберегающего пространства, сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся;

13.8 проводить беседы по мерам безопасного поведения учащихся на воспитательных мероприятиях, каникулах с обязательной регистрацией в классном журнале и с оформлением протокола. 

13.9 организовывать изучение учащимися правил по безопасному поведению, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде, электробезопасности и т.д., с обязательной регистрацией в классном журнале и с оформлением протокола. 

13.10 оперативно извещать администрацию лицея о каждом несчастном случае, принимать меры по оказанию первой доврачебной помощи.

13.11 совместно с социально-педагогической и психологической службой лицея изучать особенности семейного воспитания учащихся, выявлять учащихся, находящихся в социально опасном положении, проводить работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержке несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, правовому просвещению учащихся, профилактике противоправного поведения; 

13.12 оказывать педагогическую поддержку органам ученического самоуправления, «Белорусский республиканский союз молодежи», другим детским и молодежным общественным объединениям, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

13.13 развивать традиции лицея, содействовать обеспечению соблюдения правил внутреннего распорядка, защиты прав и законных интересов учащихся;

13.14 содействовать вторичной занятости учащихся, их творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, участию в работе объединений по интересам, деятельности органов ученического самоуправления;

13.15 осуществлять организацию воспитательного процесса в классе во внеучебное время, шестой школьный день и каникулярный период;

13.16 способствовать формированию сплоченного классного коллектива, основанного на принципах уважения и доброжелательного отношения к каждому учащемуся;

13.17. в соответствии с установленными требованиями содействовать организации медицинского обслуживания учащихся и организовывать их питание;

13.18. соблюдать установленные требования по охране труда и созданию безопасных условий для здоровья и жизни учащихся;

13.19. повышать квалификацию и постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство;

13.20. соблюдать этические нормы поведения в лицее, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

13.21. следить за санитарно-гигиеническим состоянием классного кабинета, организовывать в нем косметический ремонт по окончанию учебного года.

14. Классный руководитель имеет право:

14.1. выбирать педагогически обоснованные формы, методы, пути и средства воспитательной деятельности в классе на основе государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, интересов, склонностей и ценностных ориентаций учащихся;

14.2. вести педагогические наблюдения за учащимися (в том числе и во время учебных занятий, экзаменов и иных мероприятий, проводимых в лицее), изучать условия семейного воспитания;

14.3. вносить на рассмотрение директора лицея, педагогического совета и учебно-методического объединения классных руководителей предложения по совершенствованию образовательного процесса;

14.4. вносить предложения по поощрению учащихся и их законных представителей, а также предложения по привлечению учащихся к дисциплинарной ответственности за нарушение устава и правил внутреннего распорядка лицея; 

14.5. рекомендовать кандидатуры учащихся в органы ученического самоуправления;

14.6. участвовать в обсуждении вопросов и принятии решений, касающихся жизнедеятельности учащихся класса; 

14.7. получать со стороны директора, его заместителей, структурных подразделений лицея организационную, методическую помощь по вопросам воспитания; участвовать в семинарах, конференциях и иных мероприятиях по вопросам идеологической, воспитательной работы и государственной молодежной политики;

14.8. участвовать в проведении конкурсов педагогических работников учреждений образования, имеющих высокие достижения в воспитательной работе.

15. Заместитель руководителя по воспитательной работе непосредственно координирует и направляет деятельность классных руководителей, оказывает им организационную и методическую помощь, а также осуществляет контроль за качественной организацией воспитательного процесса в классе.

16. Классный руководитель планирует воспитательную работу с учащимися с учетом специфики и особенностей класса на основе плана идеологической и воспитательной работы лицея на учебный год. Планирование включает в себя разработку планов идеологической и воспитательной работы класса на учебный год (четверть) по различным направлениям воспитания учащихся. Примерная структурная модель ведения документации, регламентирующая организацию воспитательного процесса в учреждении общего среднего образования, размещена в сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 6, 2012. 

17. Фактическое выполнение организационно-воспитательной работы отражается учителем в классном журнале.

18. Классный руководитель участвует в работе учебно-методического объединения классных руководителей лицея, которое создается с целью оказания методической и практической помощи в организации и проведении идеологической и воспитательной работы, повышения профессионального мастерства, обобщения и распространения лучшего опыта работы классных руководителей.