Аттестация

В субъекте РФ был введен режим повышенной готовности в связи с распространением коронавирусной инфекции по всему миру. Является ли это чрезвычайным обстоятельством, позволяющим привлекать работников к сверхурочной работе, работе в выходные или нерабочие праздничные дни без их согласия?

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Многие жалуются, что режим повышенной готовности не позволяет рассчитывать на социальную помощь, а введенные запреты нарушают конституционные права граждан.

В интернете звучат призывы о введении режима ЧС на всей территории страны. Но улучшит ли это положение граждан и бизнеса?

В субъекте РФ был введен режим повышенной готовности в связи с распространением коронавирусной инфекции по всему миру. Является ли это чрезвычайным обстоятельством, позволяющим привлекать работников к сверхурочной работе, работе в выходные или нерабочие праздничные дни без их согласия?

28 апреля Владимир Путин объявил о продлении «нерабочих дней» до 11 мая. В стране продолжает действовать режим повышенной готовности. Из-за применения вынужденных ограничений населению и бизнесу с каждым днем все труднее держаться на плаву, несмотря на вводимые меры поддержки.

Ситуация усложняется тем, что механизм реализации господдержки на практике часто не работает. Многие ожидают введения режима чрезвычайной ситуации в надежде на дополнительную социальную помощь. И формальные признаки для этого имеются.

Но улучшит ли ситуацию режим ЧС? Давайте разбираться.

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, природного явления, катастрофы, стихийного бедствия или распространения заболевания, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде1.

Для защиты населения и окружающей среды от подобных последствий созданы органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС).

Они могут функционировать: а) в режиме повседневной деятельности – при отсутствии угрозы возникновения ЧС; б) в режиме повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС; в) в режиме чрезвычайной ситуации – при возникновении ЧС.

То есть действующий сегодня на территории практически всех субъектов РФ режим повышенной готовности – это режим функционирования РСЧС, вводимый при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

Режим повышенной готовности и режим ЧС вводятся идентично: при федеральном или межрегиональном характере угрозы – Правительством РФ, при региональном или муниципальном – органами госвласти субъектов.

Только режим повышенной готовности вводится для предотвращения чрезвычайной ситуации, а режим ЧС – для устранения ее последствий. Иными словами, неэффективность первого режима повлечет введение второго.

Во время обоих режимов мероприятия по защите населения и территорий проводятся исходя из принципа необходимой достаточности2. Например, может быть ограничен доступ людей и транспортных средств в зону ЧС и на территорию, где существует угроза возникновения ЧС; приостановлена деятельность организаций, если есть угроза безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан3.

Так, сегодня в большинстве регионов не работают объекты розничной торговли, физической культуры и спорта, рестораны и кафе, косметические салоны и т.д.

; закрыты детсады, школы и вузы; работники преимущественно переведены на удаленную работу, учащиеся – на дистанционное обучение; действует режим самоизоляции – на улицу рекомендовано выходить только при острой необходимости; в некоторых регионах введен пропускной режим.

Правительство РФ и органы власти субъектов могут устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями дополнительные ограничения и правила поведения с учетом особенностей чрезвычайной ситуации или угрозы ее возникновения. Несложно предположить, что если эпидемиологическая ситуация будет ухудшаться, то может быть введен режим ЧС, и тогда станут применяться более суровые ограничительные меры.

Ответ на этот вопрос можно найти в Постановлении Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304, которое закрепляет признаки каждого из уровней режима ЧС4.

  • Локальный уровень: зона ЧС не выходит за пределы территории организации. Количество погибших и получивших ущерб здоровью – не более 10 человек. Размер материального ущерба – не более 240 тыс. руб. Например, разлив нефти на территории ООО при разгерметизации танков танкера из-за навигационной аварии. При этом нефть не попала на смежные участки.
  • Муниципальный уровень: зона ЧС не выходит за пределы муниципального образования. Количество погибших и получивших ущерб здоровью – не более 50 человек. Размер материального ущерба – не более 12 млн руб. Например, шквальный ветер в поселении или городе.
  • Региональный уровень: зона ЧС не выходит за пределы территории субъекта РФ. Количество погибших и получивших ущерб здоровью – свыше 50 человек, но не более 500. Размер материального ущерба – не более 1,2 млрд руб. Например, землетрясения в Республике Тыва 6 июня 2012 г.
  • Федеральный уровень: количество погибших и получивших ущерб здоровью – более 500 человек. Размер материального ущерба – свыше 1,2 млрд руб. Например, наводнение в Иркутской области в июле 2019 г.

Согласно статистике за 30 апреля, в России зафиксировано 106 498 случаев заражения коронавирусной инфекцией, погибло 1073 человека. Формально режим ЧС уже мог быть введен.

Учитывая, что причиной возникновения сложившейся ситуации является распространение заболевания, можно предположить, что режим повышенной готовности Правительство РФ изменит на режим ЧС только после вынесения Главным государственным санитарным врачом РФ постановления о необходимости принятия мер по введению режима чрезвычайной ситуации.

На сегодня уже имеются примеры обжалования нормативных правовых актов, которыми введен режим повышенной готовности.

По мнению заявителей, они не соответствуют требованиям законодательства РФ, нарушают конституционные права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Пока по этим основаниям ни один обжалуемый акт суды не отменили. Более того, например, Брянский областной суд признал введенные меры и ограничения законными и обоснованными5.

По смыслу Конституции РФ жизнь и здоровье человека являются высшим благом, без которого утрачивают свое значение другие блага и ценности. Потому их сохранение и укрепление играют первоочередную роль в жизни общества и государства.

В число прав и свобод человека ст. 27 Конституции включает право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Однако право гражданина на свободу передвижения не является абсолютным.

Согласно ст. 55 Конституции оно может быть ограничено федеральным законом для защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, возможность применения ограничительных мер предусмотрена Конституцией.

Что на самом деле значит режим ЧС для бизнеса и обычных граждан?

Когда началась пандемия, СМИ и юристы на своих страницах в соцсетях писали о необходимости ввести в стране режим чрезвычайной ситуации. Якобы при введении ЧС гражданам станет только лучше: договоры потеряют свою силу, их можно будет не исполнять, а государство возместит все убытки.

Расскажите, пожалуйста, что на самом деле происходит, если государство объявляет режим ЧС, и когда это может произойти?

У государства действительно есть обязательства перед гражданами, в том числе в случае объявления режима ЧС.

Но в результате введения режима ЧС договоры автоматически не прекращают свою силу, а государство не берет на себя обязанность покрыть все убытки населения. Наоборот, введение ЧС возлагает на граждан дополнительные обязательства.

Режим чрезвычайной ситуации, ЧС, вводится, когда случается какое-либо бедствие и оно представляет большую опасность для людей, природы или имущества. Это может быть авария, катастрофа, эпидемия, опасное природное явление и так далее. Если масштабы бедствия велики и государство считает, что при обычном режиме работы оно с его последствиями не справится, власти вводят режим ЧС.

Например, весной 2019 года из-за лесных пожаров режим ЧС действовал в Забайкальском крае, а летом 2019 года — в Иркутской области в связи с затоплением населенных пунктов. В марте 2020 года в некоторых городах России вводили режим ЧС в связи с пандемией коронавируса. Например, в Элисте, столице Калмыкии, и Абакане — столице Хакасии.

Подпишитесь, чтобы следить за разборами новых законов и анализом финансовой ситуации Подписаться

Для ликвидации ЧС привлекают не только силы и средства государства — могут также задействовать обычных граждан и организации.

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств.

Государство в целом принимает на себя обязательство помогать людям, столкнувшимся с бедствием, которое послужило причиной введения режима ЧС. Однако никаких конкретных гарантий оно не предоставляет.

Многие другие права, перечисленные в законе о ЧС, — например, на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности и потери кормильца — действуют и так.

При этом введение режима ЧС само по себе не освобождает от каких-либо обязательств. Вопреки отдельным утверждениям из интернета, граждане по-прежнему должны будут выплачивать ипотеку и исполнять остальные обязательства.

  1. Режим ЧС не отменяет обязанность платить налоги, погашать кредиты и исполнять иные обязательства.
  2. При ЧС государство не берет на себя обязанность покрыть все убытки граждан.
  3. Режим ЧС может ухудшить положение работников: работодатели вправе расторгнуть трудовой договор, заставить работать сверхурочно и в выходные дни или отправить в простой.
  4. При режиме ЧС права граждан ограничиваются, у них появляются дополнительные обязательства.

Что делать?Читатели спрашивают — эксперты отвечают

Задать свой вопрос

Режимы готовности в связи с СВО в 2022 году

19 октября Президент России подписал указы о введении особых режимов на ряде территорий страны. Что это значит и чего ожидать жителям и организациям регионов?

Под административным режимом понимается особый режим функционирования органов государственного управления, а также комплекс правил для населения и юридических лиц, который позволяет реализовать им свои законные интересы и права, чтобы обеспечить общественную безопасность и правопорядок в определенных ситуациях.

Многие правовые режимы законодатель определяет как комплексные. Во-первых, в конструировании режимов участвуют нормы различных отраслей прав — конституционных, административных, международных, муниципальных, финансовых, во-вторых, режимы касаются разных субъектов.

Примеры: режим исключительной экономической зоны, закрытого административно-территориального образования, режим в зоне проведения контртеррористической операции.

Основные признаки специального административного режима:

  1. Сфера применения: устанавливаются они в сфере действия публичных администраций, поскольку они выполняют обязанность обеспечивать безопасность, охрану, защиту органами госвласти и местных органов самоуправления;
  2. Режимные предписания обычно содержат запрещающие административно-правовые нормы, ограничивающие правосубъектность физических и юрлиц.
Читайте также:  Можно ли работодателю самому придумать обозначение для проставления в табеле такого дня?

Требования режимов — вынужденная мера, которая касается особых ситуаций в функционировании исполнительных органов и других субъектов административных правопорядка.

Единственное, что можно найти по запросу «уровни реагирования» в нашем законодательстве — это описание уровней реагирования на чрезвычайные ситуации в Наставлениях по организации управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Однако этот документ касается чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, а к режиму военного положения отношения не имеет.Президент России Владимир Путин подписал указы от 19.10.2022 № 756 и от 19.10.

2022 № 757, которым ввел различные уровни реагирования в связи с проведением специальной военной операции (СВО).

Регион Уровень реагирования
ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области Максимальный уровень реагирования — военное положение
Брянская, Курская, Белгородская, Воронежская, Ростовская области, Краснодарский край, Крым и Севастополь Средний уровень реагирования
ЦФО и ЮФО, кроме вышеуказанных регионов Уровень повышенной готовности
Остальные регионы РФ Уровень базовой готовности

В указах прописано, что конкретный перечень принимаемых мер глава региона вправе определить самостоятельно, ориентируясь на ситуацию и потенциальные риски. В каждом субъекте РФ должен быть создан оперативный штаб под руководством губернатора.

Какие изменения коснутся жителей регионов

Военное положение

Военное положение — это особый правовой режим на территории страны или отдельного региона, который вводит Президент РФ в случае агрессии или угрозы такой агрессии со стороны другого государства или группы государств, угрозы суверенитету, территориальной целостности или политической независимости.

Цель режима — создать условия для отражения или предотвращения агрессии.

Начало действия военного положения Президент утверждает своим указом, который должен быть незамедлительно обнародован по радио- и телеканалам, официально опубликован. Совет Федерации обязан рассмотреть документ в течение 48 часов.

В период действия военного положения Федеральный Конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ позволяет:

  • ограничивать права и свободы граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • ограничивать деятельность организаций любых форм собственности и права их должностных лиц;
  • накладывать дополнительные обязанности на граждан, организации и их должностных лиц.

Режим военного положения включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, а также временные ограничения, которые можно условно разделить на две группы:

  • Меры, которые применяются только на территории, где введено военное положение — указаны в ст. 7 Закона № 1-ФКЗ. Они касаются усиления порядка, особого режима въезда-выезда с территории региона, переориентации производства и пр.
  • Меры, которые могут применяться как на всех территориях.

Первая группа мер. Применяются только на территории, где ведено военное положение. Их регулирует ст. 7 ФКЗ «О военном положении».

На основании указов Президента РФ на такой территории:

Антитеррористическая защищенность

Обучение для руководителей организаций и профильных специалистов

Расписание курса

  • усиливается охрана общественного порядка и общественной безопасности, охрана военных, важных государственных и специальных объектов;
  • вводится особый режим для объектов, обеспечивающих работу транспорта, энергетики, связи;
  • эвакуируются объекты хозяйственного, социального и культурного назначения;
  • жителей временно переселяют в безопасные районы;
  • вводится особый режим въезда и выезда, ограничения передвижения по территории региона;
  • приостанавливается деятельность отдельных политических партий, общественных или религиозных объединений;
  • граждане могут быть задействованы на работах для нужд обороны, в ликвидации последствий применения оружия, в том числе в восстановлении поврежденных военных объектов и объектов экономики, систем жизнеобеспечения, а также в борьбе с ЧС;
  • у организаций и граждан государство вправе изъять необходимое для нужд обороны имущество с последующей выплатой его стоимости;
  • устанавливается запрет или ограничение выбора места пребывания или места жительства;
  • устанавливается запрет или ограничение на собрания, митинги, демонстрации и иные массовые мероприятия;
  • устанавливается комендантский час — запрет находиться на улицах и в общественных местах в определенное время суток;
  • нельзя проводить референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Кроме того, на территории, где введено военное положение, власти организуют производство товаров, работ и услуг (ТРУ) для государственных нужд, обеспечения армии и для нужд населения.

Вторая группа мер. Могут применяться как на территориях, где введено военное положение и где не введено.

Цель этой группы мер —  производство ТРУ для государственных нужд и для нужд населения.

К таким мерам относятся:

  • ограничения на экономическую и финансовую деятельность, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • ограничения на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
  • временное изменение форм собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности;
  • установление особого регулирования в финансовой, налоговой, таможенной и банковской сферах.

Для обеспечения режима военного положения могут быть привлечены Вооруженные Силы России, другие войска, воинские формирования и органы (ст. 9 Закона № 1-ФКЗ).

На это время устанавливаются особые полномочия органов государственной власти. Подробный перечень вы найдете в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

  • Отменить военное положение на территории страны или отдельных регионов вправе только Президент РФ после того, как будут устранены обстоятельства, ставшие основанием для установления режима.
  • С 20 октября 2022 года на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей введен режим максимального уровня реагирования. За этим могут последовать следующие решения, которые коснутся как рядовых граждан, так и организации:
  • Эвакуация больниц, школ, других соцобъектов, а также предприятий и производств. Предусмотрена возможность эвакуации людей в безопасные районы с предоставлением им жилья.
  • Особый режим въезда-выезда и передвижения по территориям регионов, а также досмотр транспортных средств и запрет на выезд из России.
  • Привлечение жителей регионов к работам для нужд обороны или ликвидации последствий обстрелов.
  • Изъятие у организаций и граждан необходимого для нужд обороны имущества с последующей компенсацией.
  • Запрет или ограничение выбора места пребывания или жительства.
  • Запрет или ограничение на собрания, митинги, демонстраций, а также забастовки.
  • Запрет на референдумы и выборы.
  • Комендантский час.
  • Запрет продажи оружия и боеприпасов.
  • Введение военной цензуры, в том числе для информации в интернете.

Средний уровень реагирования

Это режим, который подразумевает мобилизационные мероприятия в экономике, региональных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, мероприятия по территориальной обороне, по ГО и ЧС природного и техногенного характера, а также меры для удовлетворения потребностей армии и нужд населения.

Указом от 19.10.2022 № 757 Президент ввел режим среднего уровня реагирования в Крыму, Севастополе, Краснодарском крае, Ростовской, Воронежской, Белгородской, Брянской, Курской и областях. Для жителей и организаций территорий это означает, что в ближайшее время:

Обучение по ГО и ЧС

Как повысить устойчивость и безопасность работыы организации

Расписание курса

  • Может быть усилена охрана общественного порядка и всех критически значимых объектов транспорта, связи, энергетики, коммунального хозяйства, а также военных объектов и важнейших органов госвласти.
  • Жители районов, которым грозит опасность, могут быть временно отселены на безопасные территории с предоставлением жилья.
  • Будет установлен особый режим въезда-выезда и передвижения по территории региона. Могут быть организованы дополнительные посты досмотра автомобилей и грузовиков.

Режим повышенной готовности

Уровень повышенной готовности подразумевает, что в регионе могут проходить отдельные мероприятия по территориальной обороне и гражданской обороне, по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Органы власти могут реализовывать меры для удовлетворения потребностей армии и нужд населения.

Такой режим введен на территориях регионов Центрального и Южного федерального округов. Исключение — восемь регионов, где действует средний уровень реагирования.

Для организаций и жителей ЦФО и ЮФО это означает:

  • Усиление охраны общественного порядка и общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, а также объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, включая транспорт, коммуникации, связь, энергетику.
  • Усиление охраны и установление особого режима работы для объектов повышенной опасности для людей и природы.
  • Введение особого режима для объектов, от которых зависит работа транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики.
  • Ограничение движения транспорта и его досмотр.
  • Контроль за объектами транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем и использование их для нужд обороны.

Уровень базовой готовности

Он будет действовать на всей территории России, где не введены иные спецрежимы. Уровень базовой готовности подразумевает усиление охраны критически значимых объектов, а также контроль за их работой.

Как и при режиме повышенной готовности, возможно введение особого режима для объектов, которые обеспечивают работу объектов коммуникаций и связи, транспорта, энергетики, а также для тех, что представляют повышенную опасность для людей и природы.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Полномочия органов власти 637.1 КБ

Скачать

Правовые основания введения ограничительных мер для граждан в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), административная ответственность за их нарушения

Вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду урегулированы Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – «Федеральный закон № 52-ФЗ»).

  • В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из федерального законодательства, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
  • Согласно статье 31 Федерального закон № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) могут вводиться на всей территории Российской Федерации, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
  • Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г.

№ 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-2019» обеспечение разработки и реализации комплекса ограничительных и иных мероприятий предписано высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции.

Таким образом, ограничительные мероприятия с учетом положений Федерального закона 52-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239, постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 г.

№ 529 «Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор», постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

  1. Следует учесть, что в соответствии со ст.10 Федерального закона № 52-ФЗ граждане обязаны:
  2. выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
  3. заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;
  4. не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
  5. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в 2020 году принят ряд постановлений, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции:
  6. Так, постановлением от 13 марта 2020 г. № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019» было поручено высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечить соблюдение противоэпидемического режима в образовательных организациях (с возможностью обеспечения перехода на дистанционное обучение), ограничение проведения массовых мероприятий;
Читайте также:  Какова нормальная продолжительность рабочего времени в неделю и за один рабочий день (смену)? 

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г.

№ 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» предусмотрена обязанность российских граждан, возвращающихся на территорию РФ воздушным транспортом, заполнять анкету прибывающего на территорию Российской Федерации до вылета в Российскую Федерацию (но не позднее регистрации на рейс), а также обязанность пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР в течение трех календарных дней со дня прилета, с размещением информации о результате такого исследования в Едином портале государственных и муниципальных услуг. При этом такие граждане до получения результатов обязаны соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания), а также в  случае появления любого ухудшения состояния здоровья в течение четырнадцати календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации незамедлительно обращаться за медицинской помощью по месту жительства (пребывания) без посещения медицинских организаций.

Указанным постановлением всем иностранным гражданам (лицам без гражданства), прибывающим регулярными рейсами на территорию Российской Федерации, предписано заполнять на борту воздушного судна анкету по прилагаемой форме на английском или русском языке; представлять сведения об отрицательном результате исследования материала на COVID-19 методом ПЦР, отобранного не ранее чем за три календарных дня до прибытия на территорию Российской Федерации. При этом в случае отсутствия у них медицинского документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования, то такие граждане обязаны в течение трех календарных дней пройти лабораторное обследование на территории Российской Федерации методом ПЦР.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 г.

№ 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», кроме уточнения мер, которые должны приниматься на уровне субъектов Российской Федерации, для граждан введено такое ограничение, как соблюдение дистанции до других граждан не менее 1 метра, в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси», а для иностранных граждан и лицам без гражданства, прибывающим в целях осуществления трудовой деятельности — выполнение требования по изоляции сроком на 14 календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 г.

№ 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» предписано лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.

Меры, предусмотренные Федеральным законом № 52-ФЗ, могут быть дополнены ограничениями в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

С 1 апреля 2020 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которым:

  • расширено определение чрезвычайной ситуации, и теперь, в понятие «чрезвычайная ситуация» включается обстановка, сложившаяся в результате распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих;
  • органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями устанавливать с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
  • граждане Российской Федерации обязаны выполнять установленные в соответствии с Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г.

№ 417 были утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, которые предусматривают, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4).

Таким образом, с учетом вышеназванных положений действия (бездействие) граждан, выражающиеся в нарушении санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут административную ответственность по части 2 статьи 6.3 КоАП, с наложением административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В случае совершения таких действий, повлекших причинение вреда здоровью человека или смерть человека, и эти действия не содержат уголовно-наказуемого деяния, то наступает ответственность по части 3 статьи 6.3 КоАП, с наложением административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В свою очередь, невыполнение гражданами предусмотренных правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует возникновение чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации влечет для них  административную ответственность по части 1 статьи 20.6.1 КоАП, которая влечет для граждан предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.

 Правовой отдел МВД по Республике Саха (Якутия)

Коронавирусные права и обязанности граждан

В последнее время законодательная инициатива в нашей стране принадлежит преимущественно … коронавирусу.

Появилось специальное нормативно-правовое COVID-регулирование, в Совете Федерации создана рабочая группа для мониторинга коронавирусного законодательства (http://council.gov.ru/events/news/115847/). В развитие федерального законодательства изменяется нормативно-правовое регулирование на местах, власти повсеместно вводят режим повышенной готовности. И вопросы регулирования прав и обязанностей граждан как никогда актуальны.

Особенностью введенного на большинстве территорий РФ режима повышенной готовности является наделение властей специальными полномочиями по ограничению прав и установлению обязанностей граждан и организаций.

Правовым основанием для таких мер является Федеральный закон от 21.12.1995 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее также – Закон №68-ФЗ), которым определен режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Законом предусмотрены три режима функционирования.

При этом дополнительные обязанности могут возлагаться на граждан только при введения режима повышенной готовности (когда существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации) или чрезвычайной ситуации (когда она уже возникла). В таких случаях на граждан возлагаются дополнительые обязанности соблюдать специальные правила, утверждаемые Правительством РФ (абз. 5 ст. 19 Закона №68-ФЗ).

2 апреля 2020 г. Правительство РФ утвердило Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (Постановление №417), обязательные для всех граждан и организаций, находящихся на соответствующих территориях.

Правилами предусмотрены, в частности, следующие обязанности для граждан:

  • соблюдать общественный порядок и требования законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • выполнять законные требования экстренных оперативных служб и должностных лиц в связи с осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • при получении инструкций от уполномоченных лиц, в т.ч. через СМИ, эвакуироваться с зараженной территории и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты;
  • оказывать помощь пострадавшим и иметь при себе удостоверяющие личность документы.

Гражданам необходимо знать, что при введения режима чрезвычайной ситуации им гарантированны права (ст. 18 Закона №68-ФЗ), в том числе:

  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества;
  • использование средств коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
  • быть информированными о риске пребывания в определенных местах на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
  • на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайной ситуации;
  • на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайной ситуации;
  • на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации;
  • на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации;
  • на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством РФ.
Читайте также:  Кого нельзя уволить по сокращению численности или штата? Кто имеет преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата?

Верховный Суд РФ разъяснил особенности применения законодательства в период эпидемии коронавирусной инфекции (COVID-19)

23 апреля 2020

     Верховный Суд РФ в Обзоре от 21.04.2020 дал разъяснения о применении законодательства в период угрозы распространения на территории России новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В частности, Судом разъяснено следующее.

Вопросы применения процессуального законодательства

     Нерабочие дни в период с 30 марта по 30 апреля 2020 г. включаются в процессуальные сроки и не являются основанием для переноса дня окончания процессуальных сроков на следующий за ними рабочий день.

Однако, сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле, пропущенные в связи с введенными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (ограничение свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, изменения в работе органов и организаций), подлежат восстановлению в соответствии с процессуальным законодательством.
          

Вопросы применения гражданского законодательства

     При отсутствии иных оснований для освобождения от ответственности за неисполнение обязательства (статья 401 ГК РФ) установление нерабочих дней в период с 30 марта по 30 апреля 2020 г. основанием для переноса срока исполнения обязательства исходя из положений ст.193 ГК РФ не является.

Нерабочие дни, объявленные таковыми Указами Президента РФ от 25 марта 2020 г. N 206 и от 2 апреля 2020 г.

N 239, относятся к числу мер, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию ГК РФ, под которым понимаются выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111, 112 ТК РФ. Иное означало бы приостановление исполнения всех без исключения гражданских обязательств в течение длительного периода и существенное ограничение гражданского оборота в целом, что не соответствует целям названных Указов Президента Российской Федерации.
     

     Вместе с тем принятые органами государственной власти и местного самоуправления меры, направленные на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), если они препятствовали предъявлению иска, могут быть признаны основанием для приостановления сроков исковой давности. В случае если обстоятельства непреодолимой силы не установлены, срок исковой давности исчисляется в общем порядке. Невозможность для граждан в условиях принимаемых ограничительных мер обратиться в суд с иском (режим самоизоляции, невозможность обращения в силу возраста, состояния здоровья или иных обстоятельств через интернет-приемную суда или через организацию почтовой связи) может рассматриваться в качестве уважительной причины пропуска срока исковой давности и основания для его восстановления на основании статьи 205 ГК РФ.

     

Вопросы применения законодательства о банкротстве

     В период действия моратория для возврата заявления кредитора о признании должника банкротом достаточным основанием будет включение должника в перечень лиц, на которых распространяется мораторий.

Обстоятельства возникновения задолженности должника перед кредиторами (в том числе причины, по которым она возникла, связь с основанием для введения моратория), а также период ее возникновения правового значения не имеют.
     

    Положения пункта 3 статьи 9_1 Закона о банкротстве не исключают возможность рассмотрения в период действия моратория исков к должникам, на которых он распространяется.

В подпункте 4 названной нормы указано, что исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория, приостанавливается (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства).

     

     Учитывая, что законодатель предусмотрел в моратории приостановление исполнительного производства, но при этом допустил сохранение арестов (в отличие от процедуры наблюдения — абзац 4 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве), можно сделать вывод, что исполнительные листы могут выдаваться судом. При этом в ходе исполнительного производства по данным исполнительным листам допустимо совершение действий по ограничению распоряжением имуществом должника, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.

          

Вопросы применения уголовного законодательства

     Обстоятельства распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации относятся к обстоятельствам, представляющим угрозу жизни и безопасности граждан, на которые указано в примечании к статье 207_1 УК РФ и в пункте 2 примечаний к статье 13.

15 КоАП РФ, поскольку указанное распространение в настоящее время повлекло и может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, и на противодействие ее распространению направлены принимаемые меры по обеспечению безопасности населения и территорий.

         
     Действия физического лица могут содержать признаки уголовно наказуемого деяния и квалифицироваться по статье 207_1 УК РФ в случаях, когда они состоят в публичном распространении под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, в том числе об обстоятельствах распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, и (или) о принимаемых в связи с этим мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств, и такое распространение заведомо ложной информации с учетом условий, в которых оно осуществляется, цели и мотивов совершаемых действий (например, для того, чтобы спровоцировать панику среди населения, нарушения правопорядка), представляет реальную общественную опасность и причиняет вред охраняемым уголовным законом отношениям в сфере обеспечения общественной безопасности. При этом публичный характер распространения заведомо ложной информации может проявляться не только в использовании для этого средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, но и в распространении такой информации путем выступления на собрании, митинге, распространения листовок, вывешивания плакатов и т.п.
          

Вопросы применения законодательства об административных правонарушениях

     Граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.

6_1 КоАП РФ как за нарушение Правил, утвержденных федеральными органами власти, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
          

     При этом судам необходимо учитывать, что в случае нарушения подпункта 2.3 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г.

N 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» о выполнении требования по изоляции в домашних условиях, а также подпункта 3.2.4 пункта 3.2 раздела 3 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г.

N 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 г.

N 42-УМ) о временном приостановлении посещения гражданами территорий общегородского значения, допущенное лицом, прибывшим на территорию Российской Федерации из иностранного государства, необходимо квалифицировать по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, которая является специальной по отношению к части 1 статьи 20.6_1 КоАП РФ.

         
     Административные правонарушения, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 20.6_1 КоАП РФ, являются длящимися. В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.6_1 КоАП РФ, составляет 3 месяца и исчисляется с момента их обнаружения.
     
     Административное наказание в виде предупреждения может быть назначено любому субъекту административного правонарушения (гражданину, должностному лицу, лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическому лицу), предусмотренного названной нормой, в зависимости от конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *